Чайные состязания в Поднебесной

В свете неуклонного разворачивания чайной истории в виде скатерти-самобранки, будоражащей темой является вопрос о чайных состязаниях в Поднебесной. Краем уха любой из нас слышал, что такие соревнования проводятся в Китае с древних времен. Начало чайным состязаниям было положено ещё в династию Тан, а расцвет их настал уже при Сун, что неудивительно, так как Сунские императоры были известны как большие любители чая. Во времена Тан такие состязания проводились по весне, во время сбора и обработки чайного листа. Они проводились, кстати, на территории нынешней Фуцзяни. Называли их грозно и красиво: «Война Мин».

С новым витком чайной культуры (с появлением порошкового чая) и распространением привычки употреблять напиток с особым изяществом традиция чайных состязаний только укрепилась. Сами соревнования усложнились, теперь уже оценивались чайные листья, вода, посуда. Сам конкурс проходил пышно, а чтобы стать победителем нужно было отличиться на всех этапах, их было от трех до семи. Сие занятие было делом благородным и принять участие в таком турнире не гнушались и высокопоставленные особы. Для порошкового чая отдельно оценивалось умение взбить крепкую, пышную пену. Также проходили турниры по росписи на пене Феньча (или же водяной каллиграфии, или же чайного театра) — умению писать стихи или изображать картины на взбитой чайной пене. Все это чайное благоденствие длилось ровно до пришествия монгольских войск, с набегами которых чайное искусство было подзабыто. В эпоху Мин стали заваривать листовой чай, что привело к новой форме церемонии, а состязания на время остались в прошлом.

Лишь в конце 19 века происходит своеобразное возвращение соревнований в чайную культуру. Поначалу такие состязания происходили в рамках различных международных выставок и конкурсов. Здесь речь, конечно, в основном шла о самом чае, как продукте, его качестве, а также о производителях чая, большая часть внимания отдавалась фирмам, фабрикам, брендам.

Однако, такие события имеют большее культурное значение, чем поначалу может показаться — они передают чай массам, а в производителе стимулируют желание обогатить чайную культуру, пускай даже и из коммерческих соображений. Так выявляются потенциально сильные и популярные чаи, интересные подходы к оформлению чая и его подаче.

В 21 веке чайные соревнования в Китае стали целой индустрией. В течение года проходит огромное количество всевозможных конкурсов, состязаний и турниров. Их можно классифицировать следующим образом: местечковые (уездные) соревнования, состязания на уровне провинции, на уровне страны и международные. Цели могут быть разные — раскрутка бренда или места, возрождение, укрепление культурной традиции (не исключено, что с целью привлечения туристов), вовлечение молодежи в чайную культуру, демонстрация продукции, просвещение, определение новейших тенденций, выявление лучших «игроков чая»современности, привлечение покупателей и так далее. Нередко все перемешано в одном флаконе.

Возрождение чайных соревнований произошло на Тайване в 1976 году. Целью было определение лучшего чая (из местных улунов), привлечение инвестиций, распространение культурных аспектов пробования чая. Побочным и очень важным эффектом явилось сохранение высокого уровня чаев в целом, поскольку принять участие в конкурсе могут только лучшие. Постоянный дотошный отбор конкурсантов — то самое сито качества, через которое сложно пройти будучи слабеньким замухрышкой. Сами же соревнования на острове очень многообразны и интересны. Например, есть конкурсы на звание лучшим среди конкретных чаев — конкурс «Восточной красавицы», «Дун Дина», традиционного «Те Гуаниня». Кстати, именно ассоциация фермеров Лугу и положила начало чайным конкурсам на Тайване. Таких ассоциаций множество — в каждом уезде, и у каждой свои соревнования, да у большинства по два раза в год, это не менее 30 конкурсных событий в год. Согласитесь, это немало. Масштабы конкурсов могут сильно отличаться: от небольших, где всего несколько сотен чаев-участников, до таких, где их считают тысячами. Схема чайных конкурсов такова: администрация округа назначает комиссию, которая отбирает чай на конкурс, за время отбора 20-30% участников отсеиваются, чай, прошедший отборочный тур, делится на две части: одна уходит в пользу организаторов конкурса, другая упаковывается в конкурсные банки, а чаи-победители получают специальные печати и знаки отличия на банку — медали (золотая, серебряная и бронзовая) и цветы сливы (три, два и один цветок) и продаются с аукциона. Оценка чаев проводится вслепую, три грамма чая настаивают в 150 мл. воды в течении 6 минут. Учитываются пять критериев: внешний вид, вкус, аромат, цвет настоя, вид спитого листа. Оценивают и горячий настой и уже остывший. Только так можно увидеть все сильные и слабые стороны чая, считают тайваньские титестеры.

К восьмидесятым годам материковый Китай также стал проводить подобные состязания. Что касается последних лет, то для примера можно привести такие цифры: в прошлом (2014) году, на севере Фуцзяни проходил конкурс уишаньских чаев. Было учреждено пять номинаций со званием «лучший чай», четыре были отданы, конечно, улунам, (отдельно Да Хун Пао, Жоу Гуй, Шуй Сянь, и одна под прочие улуны: Цилань, Цидань, Телохань и т.д.) ещё одна под красные чаи. Всего на участие в соревновании подали 34 заявки на звание «лучший Да Хун Пао», 63 — «Жоу Гуй», 62 — «Шуй Сянь», 51 — остальные северофуцзяньские улуны и 22 — красные чаи УИшаня. Такие конкурсы есть в каждой чаепроизводящей провинции, практически для каждого сорта или группы чаев.

Помимо таких соревнований есть еще международные выставки, где кроме демонстрации продукта происходят соревнования между производителями чая, а также конкурсы среди мастеров по приготовлению чая. Они проходят, как правило, дважды в год: по весне и осени. В таких городах как Пекин, Гуанчжоу, Гонконг, Сямынь, Куньмин площади выставки доходят до 20000-30000 кв. метров, а количество посетителей до 40000. Обычно в последний день таких мероприятий победителям всех номинаций вручают награды.

Есть в Поднебесной и чайные соревнования совершенно иного типа. Они как раз восходят к чайному искусству времен Сун, где лучший чай дополняло умение мастера его раскрыть. И таких состязаний тоже не счесть — фактически всегда можно найти место, где они проводятся, скоро будут проходить или вот-вот прошли. Такие турниры проходят на чайных фестивалях, на различных праздниках, между учениками чайных школ и специализированных техникумов, среди мастеров определенной церемонии (сычуаньская церемония, чаочжоусская и так далее), есть и глобальные «всекитайские» состязания. К ним подходят очень серьезно.

Вот свежий пример, 28 августа в провинции Гуйчжоу прошли соревнования среди профессиональных чайных мастеров. После многочисленных отборочных туров в финал вышло 100 участников. Среди членов комиссии были заместитель генерального секретаря Ассоциации Китайского Чая Чжоу Чжи Сю, президент провинциальной академии сельскохозяйственных наук Лю Цзо И, провинциальные людских ресурсов и социального бюро, директор провинциального центра профессиональной аттестации и другие именитые директора. Первые три места занимают шесть участников: один — первое, два — второе и три — третье. Есть еще 10 премиальных мест, но только шесть лидеров получат всяческую поддержку для дальнейшего профессионального продвижения. Или вот, пример для контраста, в этом же году в Ханчжоу прошли соревнования в заваривании чая в Сунской традиции. Участники одетые в кимоно одновременно заваривали чай, растертый в порошок. Среди участников были и иностранцы и даже дети.

Каждый год в специализированных учебных заведениях также проходят различные соревнования — например, среди технологов по прогреву чая. Проходят конкурсы по оформлению и подаче чая. Такие соревнования могут проходить и среди опытных мастеров.

Всё это говорит о том, что и ныне китайский народ следует своим традициям — трансформируя и адаптируя их к современности, но все же сохраняя суть — чай во главе угла, чай как искусство, чай как социальное явление, как нить между всеми слоями общества.

Текст: Анастасия Офицерова

.