Организовать соответствующую чайную экспозицию, позволить ещё большему количеству людей познакомиться с чайной культурой, повысить доступность чая, продвинуть вперёд чайную отрасль.
В третьей декаде сентября мэры 31 городов, расположенных вдоль китайско-монгольско-российского пятитысячекилометрового чайного пути, собрались вместе в городе Эрэн-Хото (кит.провинция Внутр. Монголия) чтобы подписать прошение о включении этого проекта в список объектов нематериального культурного наследия. На этом саммите ещё раз прозвучало предложение восстановить положение Уишаня как форпоста культуры международного древнего торгового пути и, считая его начальной точкой Чайного пути в 10000 ли, следующую встречу по этому проекту провести там.
26 ноября мэр Уишаня Сюй Чуньхуэй, представляя проект, рассказал, что в соответствии с построенными в династию Цин шаньсийскими торговцами в деревне Сямэй сооружениями, такими как чайные склады, чайные дома, чайные пирсы на берегу главного водного пути — речки Мэй и другими историческими объектами, уишаньцы уже воздвигли имеющую символическое значение стеллу "Начальная точка чайного пути" и построили площадь для народных чаепитий доуча. Планируется отреставрировать имевшую ключевое значение в перевозке чая в те времена пристань Цзинлунхао, а также разработать протекционистские меры и программу защиты памятников материальной культуры в начальной точке длинного чайно-караванного пути. Требуется привести в порядок и систематизировать соответствующие культурно-исторические источники, построить выставочный павильон, связанный с темой чайного пути и т.д. Усиленно ведутся работы по реставрации облика цинской чайно-торговой улицы, протянувшейся вдоль обоих берегов речки Мэй, их требуется завершить к сентябрю следующего, 2014-го года. Уже восстановлены расположенные рядом с пристанью Цзинлунхао крытый мост Фэнъюй, туристический сервисный центр, а также здания на площади Тяньицзин, где в своё время и проходили массовые народные чаепития доуча.
Возрождение пятитысячекилометрового чайного пути.
Пятитысячекилометровый чайный путь (далее будем для краткости называть его по-китайски Ваньличадао) начинает свою историю в конце 18-го века. На протяжении почти полтораста лет он был процветающим путём международной чайной торговли. Начинаясь в Уишане, он тянулся на север через провинции Цзянси, Хунань, Хубэй, Хэнань, Хэбэй и Внутреннюю Монголию, пересекал пустыни и степи Монголии и достигал пункта международной торговли на границе Монголии и России — бурятского посёлка Кяхта. Затем он поворачивал на запад и шёл через всю Сибирь, приводя во все страны Европы и Средней Азии. Общая протяжённость пути составляла более тринадцати тысяч километров, он проходил через более чем 200 больших и малых городов. После Шёлкового Пути это ещё один великий торговый путь на материке Евразия, а теперь он может стать международной золотой трассой культурного туризма.
Занимающийся культурологией Ваньличадао старший заместитель председателя Союза Писателей провинции Внутренняя Монголия Дэн Цзюган считает, что в ходе недавно завершившегося визита председателя КНР Си Цзиньпина в страны Средней Азии тот впервые выдвинул предложение совместными усилиями создать стратегическую концепцию "экономики Шёлкового Пути", приложив усилия для реализации инновационной модели большого сотрудничества производственных регионов. И Ваньличадао также является важной составной частью в создании этого экономического пояса.
Целью саммита мэров китайских, монгольских и российских городов, посвящённого развитию градостроительства в концепции Ваньличадао, как раз и является возрождение этого древнего торгового пути, что будет способствовать взаимодействию и сотрудничеству городов на чайном пути и распространению культурных традиций. Уже успешно прошло два таких форума, и оба — в конечной точке китайского этапа чайного пути — городе Эрэн-Хото.
Эрэн-Хото является на севере Китая важным сухопутным погранпереходом, на север от него лежат земли Евразии, на юг — внутренние территории Китая. На чайном пути он является узловой приграничной точкой, и с самого начала осознанно брал на себя большую ответственность, выпадающую на первый по значению город чайного пути. Там впервые в стране был построен музей, главной темой которого стала культура чайного пути и почтовых станций.
Помимо этого сей город на протяжении уже нескольких лет постоянно организует акции под названием "Верблюжьи караваны продолжают свой путь по чайной дороге" чтобы закладывать основу для совместного сотрудничества китайской, монгольской и российской сторон в деле освоения этого проекта. Начиная с 2012-го года, Эрэн-Хото вместе с другими городами на линии Ваньличадао совместными усилиями организует форумы мэров этих городов по вопросам развития проекта и градостроительства дабы расширить сферу и порядок сотрудничества между городами, стоящими на линии чайного пути.
Уишань и Ваньличадао
В деле становления Уишаня как начальной точки Ваньличадао главную первопроходческую роль сыграли люди из рода Цзоу. В средний и поздний период правления династии Цин пионерами этого чайного пути стали шаньсийские чаеторговцы из рода Чан (город Юйцы, торговая марка Чэван) и местные сямэйские чайные барыги рода Цзоу (торговая марка Цзинлунхао). Эти две купеческие фамилии установили друг с другом торгово-партнёрские отношения. Согласно договорённостям закупаемый в Сямэй чай сначала доставлялся в уездный город Чунъань (до 1989-го года название центра Уишани), затем перевозился на повозках через горы Уи в цзянсийский Хэкоу (ныне — уезд Цяньшань) и перегружался на лодки. С этого момента чай ехал на север, частично — по воде, частично — по суше, проходил через шаньсийский Гуйхуа и хэбэйский Кулунь чтобы в конце концов на границе Китая и России, в забайкальском посёлке Кяхта перейти в руки российских предпринимателей.
В цинские времена деревня Сямэй была в Уишани важным место продажи чая. В 《Анналах уезда Чунъань》записано: "В своё время местом ярмарки уишного чая служила чунъаньская деревня Сямэй. Во времена расцвета каждый день оттуда непрерывно отправлялось около трёхсот бамбуковых плотов. Заправляли этими делами люди из Шаньси (в оригинале статье написано: Люди из Цзянси, но судя по всему это опечатка). После периода правления под девизом Гуансюй (то есть после 1908-го года) рынок переместился в Чиши". То есть в те времена можно было наблюдать картину полной загруженности в деле вывоза уишаньского чая. До сих пор на реке Мэй сохранились остатки пристани Цзинлун, а на реке Чунъян — пристани Чиши. Обе хранят память о своей загруженности в средне- и позднецинский периоды. Часть чая отправлялась вниз по течению Чунъян до Фучжоу, а оттуда морем в Европу и Америку, но не меньшая часть совершала путешествие по суше по Ваньличадао.
200 с лишним лет назад русские, монгольские и шаньсийские коммерсанты связали этот маленький фуцзяньский уезд с внешним миром. И по сей день Уишань остаётся успешным в этом своём историческом развитии. Чай по-прежнему остаётся важнейшей отраслью местного производства. По всему региону в чайное производство вовлечено более 60000 человек (при населении чуть больше 200 тысяч). В 2012-м году валовая продукция чая здесь превысила полтора миллиарда юаней, а средний доход каждого хозяйства в деревне Тяньсинь — 500000 юаней.
Чайная культура на подъёме.
В начале 2006-го года центральное китайское телевидение показало сериал 《Двор семьи Цяо》. В фильме фигурирует исторический свиток на тему того, как шаньсийский торговец Цяо Чжиюн продаёт уишаньский чай русскому купцу. То, что начальной точкой пятитысячекилометрового чайного пути шаньсийских купцов был Уишань, стало всем известным фактом. Уишаньцы изумились, сколь богатое наследие им оставили предки, и вместе с тем поняли, что надо предпринимать срочные меры по его спасению.
16-го мая 2006-го года в деревне Сямэй была проведена церемония открытия стеллы "Начальная точка чайного пути шаньсийских купцов". В этой торжественной церемонии приняли участие актёр сериала《Двор семьи Цяо》и потомок Цяо Чжиюна в седьмом поколении Цяо Яньхэ, представители турфирмы "Двор семьи Цяо" из уезда Ци провинции Шаньси и другие важные гости. Вместе с сямэйской турфирмой они подписали договор о сотрудничестве.
В том же самом году деревня Сямэй получила статус знаменитой китайской исторически-культурной деревни. Наконец, в 2006-м было открыто движение поездов до Уишаня с севера (через хребет У И), что позволило ещё большему количеству туристов с севера приехать сюда и приобщиться к местной чайной традиции.
14 мая 2011-го года в Уишани прошла презентация будущего специального совместного телепроекта китайских, монгольских, российских и американских журналистов, посвящённого Ваньличадао. А с июля по октябрь прошлого, 12-го года китайское центральное телевидение, при поддержке большого количества соответствующих китайских, российских и монгольских организаций провело 90-дневную акцию съёмок документального фильма《Чайный путь》. Почти ровно три месяца съёмочная группа шла по этому пути, воссоздавая красочное историческое полотно будней чайной торговли прошлых лет. Каждый день съёмок был показан в виде 50-минутной серии на 10-м канале CCTV, а затем начался монтаж пятнадцатисерийного полноформатного документального фильма.
Цзоу Цюаньжун, потомок сямэйского рода Цзоу готовится построить первый в Уишане центр по изучению культуры Ваньличадао и издать на свои деньги книгу, посвящённую этому чайному пути《Чайный путь. Чайная судьба. Чайные исследования》.